С нами всегда наша малая Родина
Деревне Хорамалы Ядринского округа в этом году исполнилось 250 лет.
По мнению местного краеведа М.Л. Леонтьева, деревню могли основать чуваши – участники пугачевского восстания. В 1774 году Пугачев со своим войском как раз проходил по тем местам, где ныне располагаются Хорамалы. Недалеко от деревни, по рассказам старожилов, имеются могилы пугачевцев (в 50-е годы подростки там находили оружие тех времен: сабли, копья и др.). Родственники убитых не могли вернуться в свои родные места – за участие в бунте их ждала смертная казнь, они решили поселиться здесь, назвали свое селение Чак.
Хорамалы – деревня небольшая, всего 116 дворов и 300 жителей. Она имеет свой герб и энциклопедию. Их автор – местный краевед Михаил Леонтьев.
Герб представляет собой щит, на зеленом фоне которого изображена тройка лошадей. Они символизируют две улицы и деревню Егоркино, которую основали хорамальцы в 1917 году. А история такова. Когда делили землю, некоторым из них достались наделы далеко от деревни, в километрах двадцати. Так как очень много времени уходило на дорогу, то хозяева этих земель в конце концов решили построить там дома. А так как отъезд из их родных мест произошел 6 мая, в день святого Георгия или, как называли в народе, Егорьев день, то новую деревню назвали Егоркино. Дуга на гербе – это не просто принадлежность конской упряжи, это ещё и намёк на чувашское название деревни – Хурамалăх (переводится как вязовый лес), а также на выносливость жителей (попробуйте сломать ветку вяза). Старых вязов – свидетелей возникновения деревни, росших ещё до недавнего времени за околицей, уже нет. На их месте теперь молодая поросль, как намек на будущее деревни.
В энциклопедии в алфавитном порядке представлено много интересного из жизни Хорамал. Например, на букву «С» в энциклопедии помещено слово «самолет». В начале 1950-х гг. хорамалец Егор Ефимов, поехавший по заданию правления колхоза продавать мед в Горький, познакомился на базаре с русским летчиком Сергеем Федоровым. Ефимов сообщил ему, что в колхозе имени Калинина есть трактор «Фордзон», но нет бензина, а для оглоблей нужны железные тросы. Летчик соглашается помочь колхозу. Скоро на поле деревни приземляется самолет «АН-2». Для калининцев был доставлен бензин и тысяча метров троса. Пилот летал по маршруту Горький-Казань и регулярно начал делать остановки в Хорамалах. Привозил мыло, платки, ситцевые платья, галантерейные товары, краску для окраски самолетов (в хозяйстве пригодится) и бензин. Когда в колхозе был бензин, после собраний в клубе кино показывали бесплатно. Летчику за товары платили продуктами: кто нес мед, кто масло, кто яйца. Сергей Федоров уважаемых жителей деревни даже покатал на самолете. Иногда он ночевал в деревне, тогда около самолета выставлялась охрана. Но неожиданно в милиции Советского района узнали о дружбе хорамальцев и летчика и решили его арестовать. Секретарь сельского совета успел сообщить летчику о приезде милиционера. Самолет быстро взял курс на Казань. Милиционер гнался за «АН-2» на мотоцикле, несколько раз выстрелил в воздух из пистолета. После этого случая самолет некоторое время не прилетал в Хорамалы. А в конце 1970-х гг. открылся маршрут Чебоксары-Верхние Ачаки, и хорамальцы уже летали на более современном летательном аппарате.
В 1824 г. в селе Хочашево построили каменную Спасопреображенскую церковь взамен деревянной, возведенной не позднее 1794 г. (с главным престолом в честь Преображения Господня и придел во имя Св. Николая Чудотворца). Жители окрестных деревень (в том числе Хорамал), входящих в этот приход, праздновали день Николая Чудотворца. А рядом с Хорамалами в деревне Наснары (Четаи) праздновали свой семик. Люди, ехавшие на этот праздник, по пути заходили к своим хорамальским родственникам и знакомым. Хорамальцам приходилось принимать гостей 3 раза: в мае, декабре и на Четайский семик. Это было накладно. Они перестали справлять Микун – день Св. Николая Чудотворца и начали праздновать Четайский семик. Теперь у хорамальцев есть праздник, который празднуют ежегодно через две недели после Троицы. Это лучшее время, чтобы встретиться с родственниками, отдохнуть в приятной компании и насладиться местной кухней, особенно блюдами, приготовленными по старым рецептам. В старину накануне семика в Хорамалы съезжались родственники и знакомые, некоторые шли пешком. С собой гости везли гостинцы и пиво. Праздничная неделя начиналась на следующий день. В этот день даже деревенское стадо на пастбище не выгоняли – все были заняты. Хозяева вместе с гостями ходили по деревне, заходили к родственникам, угощались, пели песни под гармошку, танцевали. К слову, репертуар каждый год был разным.
Обо всем, что касается жизни деревни, можно узнать из энциклопедии.
За 250 лет, конечно же, все изменилось. Но люди остались такими же ‒ дружными, дружелюбными, готовыми помочь в любой ситуации. Все знают друг друга, и это создает атмосферу настоящего сообщества. Уютная деревенская среда, красивая природа, замечательные люди, интересные истории и традиции, которые всегда будут в сердцах ее жителей.
Все мы должны любить и оберегать свою малую родину. Ведь и трава у нас зеленее, и небо голубее, и вода, и воздух чище. Жители деревни с любовью рассказывают про свои красивые места, уверены, что и в будущем внуки и правнуки будут гордиться красотами, достойными кисти художников, ностальгировать по пыльным дорожкам своей деревни.
Оксана Садовникова