Пока жива школа, живет и село

Третий Всероссийский съезд сельских учителей, состоявшийся 13 сентября в Чебоксарах, собрал 505 педагогов и руководителей учебных заведений из 62 регионов страны. В работе съезда приняли участие Министр образования и науки Российской Федерации О. Васильева, Глава Чувашской Республики М. Игнатьев, депутаты Госдумы России, члены правительства Чувашии.

Приветствуя участников съезда, М. Игнатьев обратил внимание, что в республике динамично развивается инфраструктура образования, строятся детские сады и школы. «Благодаря реализации программы по строительству и реконструкции детских садов в 70 процентах муниципалитетов созданы места в детских садах для детей старше двух лет. Мы продолжаем строить детские дошкольные учреждения, создавать места для детей в садиках с полутора лет», – сказал Глава Чувашии.

За последние годы в республике построено 9 новых сельских современных школ. К 2025 году планируется построить и реконструировать еще 32 школы, создать 16,5 тысячи новых мест для учеников. За четыре-пять лет планируется ликвидировать двухсменное обучение детей в школах.

1

Е. Артемьева, Р. Шуверова, Е. Иванова – делегаты съезда сельских учителей

Министр образования и науки Российской Федерации О. Васильева в своем выступлении отметила особую роль образовательных организаций в сельской местности: «Сельская школа занимается не только воспитанием и обучением детей, но и является системообразующим центром всего села, – подчеркнула руководитель ведомства. – Пока жива школа, живет и село».

Глава Минобрнауки России рассказала о своих намерениях продолжать совершенствовать единый государственный экзамен, а именно сокращать количество тестовых заданий и увеличивать количество творческих. Она обратила внимание на необходимость оперативной выработки единого базового стандарта образования, особенно для начальных классов. Министр подчеркнула, что забота о начальной школе является сейчас первоочередной: «Самое важное сейчас – содержательное наполнение программ в начальной школе. Четыреста учебников в начальных классах – недопустимо».

Она также пообещала сделать прозрачной начисление зарплаты учителям и закрепить ее базовую часть на уровне 70 % от общей суммы. «Уже готовится нормативная база, в соответствии с которой зарплата будет состоять на 70% из базовой части и на 30% – из стимулирующих выплат, это будет касаться всех образовательных организаций», – пояснила министр.

Глава ведомства успокоила сельских педагогов, заявив, что в регионах будут сохранены малокомплектные школы. Также она обратила внимание на необходимость продолжения работы по развитию инфраструктуры и строительству сельских школ. Так, до конца этого года в разных регионах нашей страны будет построено 12 школ в сельских поселениях на 6890 ученических мест.

Министр заявила, что нужно поддерживать социальный статус педагога, в частности, социальные гарантии и льготы для учителей будут сохранены.

Более того, продолжают действовать специализированные программы поддержки сельских учителей, например, по словам руководителя ведомства, «компенсацию расходов учителя на коммунальные услуги должны выполнять все регионы страны».

Говоря о развитии электронных образовательных ресурсов и интерактивных возможностях обучения, в том числе в сельских школах, она рассказала о работе ресурсных центров, портала «Российская электронная школа». «Сельская школа дает и должна давать такое же качественное образование, как и городская», – подвела итог своего выступления О. Васильева.

На форуме помимо пленарного заседания для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов образования на селе было организовано 5 дискуссионных площадок. На одной из них участвовала делегация учителей и директоров школ Ядринского района. Наиболее интересные наработки и предложения, выработанные на дискуссионных площадках, вошли в резолюцию III Всероссийского съезда сельских учителей и будут учтены в работе ведомства и рекомендованы к реализации в регионах.

А. Данилов

Комментарий

2

В. Егоров, директор МБОУ «Верхнеачакская СОШ»:

– Мне понравилось, что на съезде были озвучены проблемы сельских учителей, которые найдут свое решение на федеральном уровне. Это касается сохранения малокомплектных школ и поддержки начальных классов, в том числе в плане обеспечения учебниками и оборудованием. Отдельное внимание было уделено изменению оплаты труда и осуществлению социальных выплат и льгот, включая компенсацию расходов на коммунальные услуги. Должна решаться и проблема закрепления молодых кадров на селе, так как средний возраст учителей, например, в Ядринском районе составляет 49 лет. Одним словом, в ходе форума прозвучало много хороших идей и предложений, которые в ближайшее время воплотятся в жизнь.

< >