Перспективы развития образования в районе

1

На базе ПУ-25 г. Ядрин состоялось совещание педагогического актива на тему: «Об обеспечении инновационного характера базового образования и перспективах формирования инженерно-технического мышления в учреждениях образования Ядринского района». В работе совещания приняли участие министр образования и молодежной политики В. Иванов, глава райадминистрации С. Бандурин.

С основным докладом выступил зам. главы райадминистрации, начальник отдела образования и социальной политики А. Филимонов. Как было отмечено в его выступлении, сегодня экономика района и республики испытывает дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям и специалистов инженерно-технического направления. Из перечня вакансий по Ядринскому району требуются электрик, энергетик, инженер, инженер по эксплуатации оборудования, инженер-программист, оператор-технолог, слесарь механосборочных работ, технический работник и т.д. По республике - инженер-конструктор, инженер-программист, инженер по наладке оборудования, техник-конструктор, технолог, механик, энергетик и т. д. Содержание профессионального образования отстает от потребностей рынка труда, что вызывает неудовлетворенность работодателей, способствует безработице, а в результате делает систему образования и, соответственно, экономику республики неконкурентоспособной. В связи с этим в системе профессионального образования происходят серьезные изменения.

В  Чувашии  действует республиканская целевая программа развития профессионального образования. Одна  из  ее  задач – поднять статус инженерно-технических специальностей.

На рынке труда востребованы не просто инженеры, а инженеры новой формации. Такой инженер имеет навыки рабочего, техника и специалиста. Также необходимо повысить статус рабочих профессий – с учетом того, что на рынке труда более востребованы рабочие профессии, а квалифицированных специалистов мало.

2

3

4

Все эти изменения касаются и общеобразовательных школ. В системе общего образования необходимо возродить инженерные классы, часть учеников после 9 класса направлять в учреждения среднего профессионального образования. Таким образом, учащиеся на базе начального и среднего профессионального образования могли бы получать как рабочие профессии, так и специальности среднего профессионального образования, чтобы потом без сдачи ЕГЭ поступать в учреждения высшего профессионального образования по сокращенной программе. Это позволит  ребятам выстроить свою образовательную траекторию таким образом, чтобы за 6 лет иметь возможность получить три диплома – о начальном, среднем и высшем профессиональном образовании.

5

6

Ядринский район является республиканской пилотной площадкой по апробации моделей функционирования профильных инженерно-технических классов (приказ Министерства образования и молодежной политики ЧР №2410 от 05.12.2011г.). Определены конкретные задачи  и ответственные за их реализацию. Учащиеся 9-х предпрофильных классов школ района приняли участие в тестировании на предмет профессиональной направленности. Всего 252 школьника из 8 школ (гимназии №1, СОШ №3, СОШ №2, Большечурашевской СОШ, Верхнеачакской СОШ, Советской СОШ, Селоядринской СОШ и Ювановской СОШ).   По результатам тестов будут сформированы профильные инженерно-технические 10 классы. В них  будут обучаться будущие инженеры. Необходима серьезная индивидуальная работа со стороны администраций школ с учащимися, педагогами и родителями по результатам тестирования при формировании списков будущих профильных инженерно-технических классов.

7

8

9

10

Министр образования и молодежной политики В. Иванов, выступая перед присутствующими, отметил, что перспективы развития образования в районе есть, также как и четкое понимание поставленных задач и выразил надежду, что эти задачи будут выполнены. Остановился на статусе инженерно-технических специальностей. На рынке труды востребованы рабочие профессии, а квалифицированных специалистов мало, в Чувашии действует программа развития профобразования и предусмотрено изменение сети учреждений начального и среднего профессионального образования и оптимизация высших образовательных учреждений.

В ходе совещания вопросам развития образования в районе уделили внимание глава райадминистрации С. Бандурин, депутат Госсовета Чувашии, председатель Чувашпотребсоюза В. Павлов, директор СОШ №3 г. Ядрина Т. Кузнецова.

10

12

14

15

По поводу участия представителей бизнес-сообществ в процессе подготовки будущих инженеров для реального производства обстоятельно выступил генеральный директор ООО «Ядринский мясокомбинат» С. Якушев. Он отметил, что на предприятии не хватает инженерно-технических работников, а тех, кто приходит после окончания вуза, приходится дополнительно переобучать, затрачивая солидные средства. Одним словом, бизнес-сообщества готовы участвовать в обучении специалистов, но зачастую молодые кадры предпочитают уезжать за пределы района и республики. И это тоже негативно влияет на кадровый потенциал.

16

17

После перерыва мероприятие продолжилось работой образовательных площадок по проблеме «Инновационная система подготовки инженерных кадров для отраслей экономики Чувашии», презентационной площадки «Техническое творчество школьников – первый уровень создания системы инженерного образования», мастер - классов, круглого стола. В фойе была организована выставка технического творчества учащихся образовательных учреждений района.

А. ДАНИЛОВ

< >