Почему ребенок не любит читать?

Многие родители жалуются на то, что детей нельзя заставить взять в руки книжку. При этом они искренне недоумевают, почему так происходит, ведь и книжки интересные, и картинки привлекательные!

Самая простая причина – это нежелание трудиться. Но ведь ясно, что детям нравится то, что у них легко и хорошо получается, а бегло читать малыши далеко не сразу учатся. Да и спрашивается, зачем стараться разбирать буквы и слова, когда можно посмотреть телевизор, где все расскажут и покажут?! И главное, тут сразу все понятно и быстро, а книжку пока еще разберешь, пока дойдешь до самого интересного… Но если вы не оставляете надежды, что вам удается приохотить вашего ребенка к чтению, то прислущайтесь к рекомендациям учителей, специалистов, а они утверждают, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, то есть читать нужно не подолгу, а почаще. Это объясняется тем, что из-за особенностей человеческой памяти запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает.

1

Взрослые часто переоценивают роль видеоряда, считая, что телевизор и видеофильмы уже сделали свое «черное дело» и навсегда отбили охоту у детей читать книги. Но это неправильно. Набравшись терпения, не заставляя, а приучая, вызывая интерес, вы вполне сможете заинтересовать вашего сына или дочь интересным сюжетом сказки или другой детской книжки. Но вы должны всегда помнить, что если ребенок не очень любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения. Тут на помощь придут диафильмы, ведь при их просмотре ребенок читает одно-два предложения, соотнося прочитанное с увиденным в кадре. При этом даже диафильмы надо читать поочередно: строчку – ребенок, строчку – вы. Воспользуйтесь уже наработанными методиками. Одна из них, так называемое «жужащее» чтение, было важным элементом обучения у Василия Сухомлинского. Правда, эта методика больше подходит для коллективного чтения в классе, но и дома можно попробовать тоже. Усадите детей, возьмите книжку и сами и начинайте одновременно читать вслух, но вполголса, чтобы не мешать друг другу. Каждый читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такая тренировка должна длиться всего пять минут, но эффект от нее огромный!

Плохая книга отнимает время у хорошей книги

Хороший результат дает и чтение перед сном. Эмоциональная память обычно фиксирует последние события дня, и во сне человек находится под их впечатлением. Организм фиксирует хорошую скорость чтения и привыкает к ней. Ну и, конечно, очень важно, какие именно книги попадают в руки наших детей. А многие родители совсем не контролируют, какую книжку взял в руки ребенок, что именно он принес от приятелей и запоем читает. Когда-то писатель Самуил Маршак сказал, что «плохая книга – это вред, вред двойной». Плохая книга, прежде всего, портит вкус и к тому же отнимает время у хорошей книжки. А привычка к хорошему или привычка к плохому останется у ребенка на многие годы. Именно поэтому родительский контроль за выбором книг так важен. Чтобы было проще его осуществлять, нужно, как минимум, иметь под рукой список обязательной литературы, который часто выдают учителя на каникулы уже после первого класса. Чтобы ваш ребенок научился хорошо читать и полюбил книги, вам нужно набраться терпения и не пожалеть на это сил. И все у вас получится, только начинайте как можно раньше.

В. Скребков, педагог-психолог, отличник народного образования

< >