Пользовалась уважением и авторитетом
В этом году исполнится 79 лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Живых участников войны остались единицы, с каждым годом становится меньше и «детей войны».
Недавно мне о тех лихих, голодных и холодных военных и послевоенных годах рассказала Елена Федоровна Николаева (Гарина), пенсионерка, живущая в Чебоксарах, ветеран труда, которая более 30 лет трудилась на чувашском радио.
Родилась Елена 8 ноября 1939 года в многодетной семье Федора Леонтьевича и Анны Ефимовны Гариных в деревне Большие Багиши Советского (нынче Ядринского) района.
«Из 6 выживших детей (всего у родителей было 10 детей, 4 умерли в младенчестве в годы войны), я была вторым ребенком, – рассказывает Елена Федоровна – старший брат, Вениамин, был с 1934 года рождения, после меня в 1942 году родился братишка Семен. Нас, троих, и коснулись эти лихие годы.
Отец, Федор Леонтьевич, в начале войны работал директором в Чемеевской школе Моргаушского района. Был призван на фронт зимой 1941 года. Говорили, что дедушка Леонтий Андреевич после получения повестки отцу, приехал на подводе и нас забрал в Большие Багиши».
Елене тогда было всего 2 года, и она не помнит проводы отца на войну.
Но очень хорошо помнит, как летом 1944 года, комиссованный по ранению, отец вернулся домой.
«Это было в июле. Стадо уже пришло. Дедушка Леонтий (был мастером на все руки) возился в амбаре, своей мастерской. Мама с бабушкой Марфой в огороде поливали капусту. Брат Вениамин где-то бегал на улице. Уже стемнело, я сижу на теплом большом камне возле сеней. Мне страшно заходить в дом. Открывается калитка, и во двор заходит незнакомый мужчина с котомкой в военной форме.
Я тут же вскинулась, говорю: «К нам нельзя, дома никого нет!»
Дедушка из мастерской спрашивает: «Кто там?».
«К нам чужой человек пришел», – отвечаю.
Дедушка вышел и воскликнул: «Марфа, Анна! Скорей идите, Федор с войны вернулся!»
Отец привез костюм – матроску, которую давали мне надевать только по большим праздникам, и через год он уже стал мал».
Елена вспоминает, как они ходили в первый класс в школу, которая тогда располагалась в соседнем доме дяди Николая, у которых было 2 комнаты. В одной комнате они жили сами с семьей, а вторую сдавали под начальную школу, за это от колхоза получали дрова на топку печи и немного муки.
В первый класс Елена пошла в холщовых штанах из домотканого холста и с холщовой сумкой, которые сшила мама.
Позже под классную комнату выделила избу за топку печи семья Орешниковых, также из деревни Большие Багиши.
Затем под начальные классы выделили помещение в правлении колхоза в деревне Малые Ямаши.
В 5 класс Елена уже пошла в двухэтажную деревянную школу, которая была построена в начале деревни Большие Багиши по инициативе и усилиями директора школы Андрея Павловича Сироткина.
Она хорошо училась в школе, ежегодно получала похвальные грамоты и книги за отличную учебу и прилежное поведение. Мечтала, как и отец, стать учителем, который после войны начал преподавать математику.
Вспоминает голодные и холодные послевоенные годы, как они, дети, ходили в поле собирать колоски, и за это им давали куски хлеба.
Праздником было для них, когда отец получал зарплату и приносил из Советского котомку ржаных буханок. И тогда они наедались хлеба досыта, и он был вкуснее всех нынешних пряников.
После окончания Большебагишской семилетки Елена продолжила учебу в Советской средней школе.
А в 10 классе заболела воспалением легких, пришлось долго лечиться, и из-за пропуска занятий ей нелегко было наверстать упущенное.
В итоге первый год она не смогла поступить в Чувашский пединститут.
Пошла на работу в колхозную птицеферму, но мысли об учебе не оставила. Переживала, что в город ехать ни приличной одежды, ни обуви нет, и на трудодни их не купишь.
В марте 1957 года вместе с деревенскими девушками они поехали по вербовке в Смоленскую область на торфопредприятие Гранки-Голынки.
Елена Федоровна рассказывала, в каких условиях приходилось им работать. Торф добывали специальной техникой в болоте, а сырые тяжелые брикеты (спрессованные по 4 штуки) девушкам надо было ставить на сушку. Работали, не разгибая спины. К вечеру ломило и руки, и ноги, и поясницу. Жили в бараках по 20 человек. На полученную зарплату сразу покупали одежду себе и родным, отрезы на одежду, ткани, платки, и потом до следующей зарплаты жили на хлебе и воде.
Вернувшись в сентябре с торфопредприятия, Елена опять продолжила работать на птицеферме и усиленно готовилась поступать в пединститут.
В 1959 году она воплотила свою мечту в жизнь: поступила на русско-чувашское отделение Чувашского государственного педагогического института. В том же году окончил школу и братишка Семен, который поступил в Волжский филиал Московского энергетического университета.
Что примечательно, полгода, пока не получили место в общежитии, они в Чебоксарах жили на квартире Героя Советского Союза Федота Никитича Орлова, который был другом отца, и до сих пор вспоминают рассказы Героя о Великой Отечественной войне.
После окончания пединститута Елена Федоровна 3 года трудилась учителем русского языка в Большечурашевской средней школе.
Всю душу отдавала любимой работе, прививала любовь к русскому языку сельским мальчишкам и девчонкам, которые вспоминают любимую учительницу и всегда поздравляют ее с Днем учителя, юбилеями.
Через 3 года, выйдя замуж, по семейным обстоятельствам ей пришлось оставить работу в селе и переехать в Чебоксары.
Елена Федоровна была приглашена в Дом радио, где трудилась более 30 лет руководителем рекламного отдела, редактором выпуска программ телевидения и радио. Пользовалась на работе авторитетом и уважением коллег. Финансовое благополучие чувашского телерадиовещания во многом тогда зависело от ее компетентности, профессионализма. Соответственно, немало у нее ведомственных наград.
С мужем Анатолием Александровичем они вырастили дочь. Ольга Анатольевна выбрала сферу здравоохранения. Трудится врачом в одном из медицинских учреждений г. Чебоксары.
Елена Федоровна, несмотря на солидный возраст, живо интересуется жизнью республики и страны, гордится успехами сотрудников ГТРК Чувашии, которые участвуют в различных конкурсах, выигрывают гранты.
Желает им также объективно освещать происходящие в стране и республике события, идти в ногу со временем.
Кстати, проживая в Чебоксарах, Елена Федоровна также регулярно выписывает Ядринскую районную газету «Знамя труда», интересуется жизнью малой родины.
Екатерина Казакова