достижения-обложка 1944х400

Сбылась многолетняя мечта ядринцев

В декабре прошлого года в газете была опубликована статья об открытии моста через реку Сура в Ядрине в 1982 году.

В то время я работал в Ядринском райкоме КПСС и по долгу службы присутствовал на этом митинге. С собой прихватил фотоаппарат и сделал снимок выступления первого секретаря райкома КПСС Анны Васильевны Игнатьевой. На снимке позади нее стоит первый секретарь Чувашского обкома КПСС Илья Прокопьевич Прокопьев. Народу собралось много. Были руководители предприятий города, сельхозпредприятий, гости из соседних районов. Открытие моста через Суру для района было событием, можно сказать, историческим. После слома деревянного моста в зиму 1965-1966 годов появилось много проблем с транспортным сообщением в районе, тем более для жителей правобережья Ядрина. 

Игнатьева и Прокопьев

Да, на Суре соорудили понтонный мост, но он многих проблем не мог решить. Руководители района и республики много сил прилагали для строительства нового моста. На Суре возле конезавода уже был возведен автомобильный мост, который обеспечивал транспортное сообщение Нижний Новгород - Казань. И второй мост около Ядрина не имел для страны стратегического значения. Так что эта проблема «зависла в воздухе».

Анну Васильевну, первого секретаря райкома КПСС, в 1966 году избрали депутатом Верховного Совета СССР V11 созыва. Этим и решили воспользоваться для решения данного вопроса. Ей в качестве депутатского наказа поручили решить вопрос строительства. Не знаю, то ли депутатский наказ, то ли усилия руководителей республики помогли, но строительство моста сдвинулось с мертвой точки, но шло очень медленно. В народе ехидно говорили, что московские чуточку ошиблись – решили строить мост вдоль Суры.

Несколько слов об Анне Васильевне. Проработала она в районе с 1957 года по 1983 год, в начале председателем райисполкома, а затем первым секретарем Ядринского райкома КПСС. В 1996 году ей присвоили звание «Почетный гражданин города Ядрина». Умерла она в 2005 году. Мне посчастливилось вместе с ней поработать почти 7 лет. Она была убежденным коммунистом. По сегодняшним меркам была жестким руководителем. Но скромным и честным.

Деревянный мост обрушили зимой 1966 года из-за ветхости.  А начали строить его осенью 1941 года и открыли в августе 1945 года. Мост должен был стать важным стратегическим объектом. От Васильсурска и до самой Пензы не было никакой переправы через Суру для автомобильного и гужевого транспорта. По технологиям тех лет мост мог быть только деревянным и лежать на высоких опорах. Сура в те годы разливалась очень широко, вода иногда затапливала город. Об этом, например, свидетельствует метка об уровне паводка на фундаменте на северной стороне Свято-Троицкой церкви.  

По тем временам это был один из крупнейших мостов в СССР. Его длина составила 654 метра. Мост был построен в тяжелое военное время силами заключенных, военнопленных и жителей Ядрина, окрестных деревень.  Перед началом ледохода на Суре проводились взрывные работы для защиты опор моста. Для этого из Казани приезжал отряд инженерных войск со взрывчаткой. Мне старожилы рассказывали много разных историй про строительство, но это уже другая тема.

Взрывные работы откликнулись через много лет. Во второй половине 80-х, когда работал зам. начальника РОВД, мне рассказал одну историю сержант из дежурной части. «Сижу, – говорит, – в дежурке, вдруг меня по телефону вызывает начальник милиции. В кабинете говорит: «Срочно езжай на Ямоз. Там на берегу дети нашли мину и играют с ней. Забери эту мину, организуй оцепление и дожидайся нас с прокурором. Мы приедем и решим, что с миной делать». Я, говорит, на попутке доехал до места. Точно, дети столпились возле мины. Разогнал толпу, положил мину на песок и стал ждать начальство.  Ждал, ждал – а начальства все нет. Уже обед прошел. Решил, что про меня забыли. Положил мину за пазуху и вышел на остановку. И тут они на милицейском газике едут. За рулем сам начальник, а рядом прокурор. Кричат: «Где мина?». Я вытаскиваю мину из-за пазухи и говорю: «Вот она!».

В ту же секунду оба вылетают из кабины, ложатся в кювет и кричат: «И***ков! Десять шагов назад, шагом марш!».

В общем, разобрались с этой миной, подорвали ее на берегу. Когда приехали в райотдел, меня начальник спрашивает, зачем я с миной вышел на остановку. Я отвечаю: «Как зачем? Хотел в РОВД доставить. Не оставлять же мину на берегу…»

После слома деревянного моста ниже по течению соорудили понтонную переправу. Конечно, понтонный мост не мог полноценно заменить мостовой переход. Во-первых, в половодье понтоны убирали, и по Суре от берега к берегу ходил паром. На правом берегу (со стороны Ямоза) он причаливался ниже речки Гремячка, а в Ядрине – почти к старой бане. Ходил паром только днем, рейс занимал больше часа. А главное – паром перевозил только людей. Весь транспорт с правобережья добирался до Ядрина через Нискасинский поворот.  К зиме понтоны убирали, и переправа через Суру закрывалась до весны. На реке лед чуть окрепнет, люди на свой страх и риск пешком переходили по льду. А в декабре, когда лед становился толще, самые отчаянные водители на машинах переезжали Суру. Бывало, что машины проваливались под лед. И сам однажды стал свидетелем такой трагедии. Как-то под Новый год меня с двумя товарищами на бортовом УАЗике послали за елками для сотрудников нашей организации на Березовский поворот, где был питомник. Заготовив елки, доехали обратно до берега Суры, чтобы осмотреться, в каком месте безопасней переправиться. В это время со стороны Ядрина подъехали два груженых Камаза. Они постояли, видимо, выбирали как лучше переправиться. Потом одна машина с разгона въехала на лед. Под машиной лед пошел волной, но Камаз сумел выскочить на наш берег. За ним на лед въехала вторая машина, но битый лед ее не выдержал, в метрах 20-30 от берега кузов стал погружаться в воду, а затем и кабина ушла под лед. А чем мы могли помочь? Оставалось лишь смотреть со стороны на эту трагедию. Позже узнали, что в кабине кроме водителя был еще пассажир. Оба утонули.

Вот и все, если коротко. Я специально не касался проблем из-за отсутствия моста для простых граждан. А как попасть к врачу? Что делать, если опоздаешь на последний паром? А как со скорой помощью? Как купить лекарства в аптеке? В районе была всего одна аптека. Да мало-ли дел у людей в районных конторах? А какие транспортные расходы ложились на отдаленные колхозы? С райцентром для рядовых жителей телефонной связи не было, не говоря уже о телеграфе.

 К примеру, в нашем селе Большой Сундырь в 60-ые годы было всего два телефона: в правлении колхоза и сельсовете. Современная молодежь это даже представить не может. Так что открытие нового моста в Ядрине было долгожданным и радостным событием.

Ю. Долгов, житель г. Ядрина

Добавить комментарий

6e052d4df2bac857-c464c

i 1
69249077

Реклама

Здесь могла быть Ваша реклама.

Подробности по телефону: 8 (83547) 22-3-04

 

Рекламодателям

Архив материалов

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Поиск

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

0 croped 443-edited

Баннер
Баннер

narkomaniya 1579766501

Баннер
Баннер

Служба по контракту

контракт 2

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

< >