достижения-обложка 1944х400

Акиро Куросава был без ума от ледохода на Суре

1

Наконец-то наступила, соблюдая свои ежегодные традиции, всевозможные природные причуды – долгожданная, предлагающая радоваться жизни, весна. Согревающая душу и поднимающее настроение… Теплые лучи солнца, веселые капели, капризы ненастной погоды – ветра, метели, дожди, легкий морозец, оттепель…

И все живое и недвижимое проснется от зимней спячки…

Режущий глаза снег, перелетные птицы и их гнездовья, журчание бурных ручейков, проснувшиеся почки, высоко над небом веселые симфонии жаворонков, зелёные оттенки озимых, последние волнения и заботы хлеборобов к весеннему севу…

На носу очередной ледоход на Суре.

Издалека слышен гул: то нарастая, то исчезая, то вновь возобновляясь, наподобие раската приближающейся грозы, лязга гусеничных тракторов, скрежета, скрипа заклинивающейся металлической двери…

Люди, следящие, знающие, предвидящие ледоход годами, дождались и вне всяких сомнений воскликнули: Ур-ра! Наступило! Четырнадцать пробило! (14 апреля – близко приближённая дата начала ледохода).

Утро. По зову сердца весь любопытный народ, стар и млад с ближайшей округи, даже из дальних деревень, спешат на высокий, крутой правобережный берег Суры, чтобы оставить в долгой памяти такое ярко-красочное событие – ледоход.

От напирающего сказочного джина, сверхъестественного напора течения махины льда, как острые цепи моторной пилы, как голодные звери, уже пилят и грызут берега.

Целые гигантские глыбы, сцепившись углами и гранями, со скрипом и скрежетом, давят друг на друга, рассыпаясь на крупные куски и в груды ледяных «поленьев». То и дело, накрывая, прижимая и гоняя их к уже полузатопленным берегам, низовьям, островкам и ледорезам, защищающим и подстраховывающим от критических неприятностей деревянный мост, построенный в стратегическом плане в кратчайшие сроки во время Великой Отечественной войны и сданный в эксплуатацию в 1943 году.

Изредка, то всплывая, то погружаясь среди льдин, как задыхающаяся крупная рыбина, выныривают безжалостно вырванные стихией даже с корнями ломаные деревья.

В поведении воды что-то коварное – она ходит во всех направлениях, бурлит и кипит, мерцает и поет.

Вот большая громадина льда карабкается на мощную наклонно-треугольную конструкцию деревянного монумента, обитого толстым листовым железом. Здесь льдина не выдерживает натиска воды, своего веса, острого угла ледореза и с треском раскалывается, как будто ее подняли остроконечным, мощным домкратом. И рушится с каким-то диким воплем, грохотом на стремительную, дышащую, булькающую, темную эмульсию.

Дух захватывает от увиденного и услышанного. Это надо вдыхать, прочувствовать, пережить. Всесокрушающий разгул взбесившейся реки!

Бывшие «громила»-льдины за ледорезами превращаются в сотни и тысячи ледяных осколков и устремляются вниз меж пролетов моста – стремительный поток уносит их вперед, где они собираются в одно большое, сверкающее алмазом «стадо» в огромном поле половодья. Образовался временный затор.

Вода поднимается прямо на глазах, берега взяты штурмом, придавлены ледяной лавиной. Их уже не видать, образовалось море, которому нет конца и края.

Десятки и сотни чаек, распластав крылья, проносятся над водой, высматривая добычу. Пикируя и всего на мгновенье касаясь ее, взмахивают в небо, сжимая в лапах трепыхающуюся рыбу.

Изрезав воздух ревом моторов, проносятся первые дюралевые моторные лодки – искатели острых ощущений.

А в чистом синем небе, радуя всех и вся, своей мелодией заливается неугомонный жаворонок. Люди радуются. Весна царит. Она – в их душе. И она вступает в новую жизнь! (Деревянный мост был снесен в 1969-1970 г.г. – Прим. автора).

Кстати, тот, кому посчастливилось посмотреть фильм «Дерсу Узала», известного японского кинорежиссера Акиры Куросава, вряд ли догадается, что несколько сюжетов в нем засняты им на нашей стороне, а именно – на Суре в начале восьмидесятых годов. И солдаты в шинелях и с винтовками в этом фильме – наши деревенские мужики, репетировавшие в течение месяца до ледохода, на обученных ими же лошадях колхоза имени Тимирязева. А двое из них, Старшой и Михей – персонажи сего продолжения.

Режиссер Куросава был без ума от Суры, бурного ледохода на ней, удачных фрагментов и временных его актеров. Говорил он искренне, с таким азартным темпераментом на русском языке с акцентом, что это отлично, такое впервые в его жизни и работе. Ликовал как ребенок, исполнив вместе с компанией артистов: «Широка страна моя родная»,… – после открытия шампанского в честь превосходного завершения съемок.

Да! Он – далёкий иностранец. Однако, души не чаял по нашей скромной Суре и без преувеличения…

Пройдет день, другой, река очистится ото льда, бакенщик установит красно-белые бакены, и начнется долгожданная речниками навигация. Груженные ГСМ первые белые танкеры поплывут, тяжело урча, вверх против течения, к белым огромным цистернам рядом со старинным селом Курмышом Нижегородской области.

1976 год.

А. Краснов, д. Чербай

Добавить комментарий

6e052d4df2bac857-c464c

i 1
69249077

Реклама

Здесь могла быть Ваша реклама.

Подробности по телефону: 8 (83547) 22-3-04

 

Рекламодателям

Архив материалов

2024
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Поиск

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

0 croped 443-edited

Баннер
Баннер

narkomaniya 1579766501

Баннер
Баннер

Служба по контракту

контракт 2

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Последние комментарии

< >